- Комедия
- аттич. К. возникла из различ. форм нар. увеселений (шествия хоров с танцами и шуточ. песенками, перебранками и представл. ряженых) и входила в состав Дионисовых празднеств как вольная обрядовая игра. С 486 госуд. взяло на себя постановку К. на Великих Дионисиях, а с 442 до н.э.—на Ленеях. Согл. классификации, введ. александрийск. учеными, принято различать древ., ср. и новую аттич. К. Древ. К. (приблизит, до 400 до н.э.) черпала темы из повседнев. жизни полиса. Она затрагивала насущные гос. проблемы и подвергала критике видных граждан. Свое назв. К. нередко получали по костюмам хора—людей («Всадники»), животных («Птицы»), неодушевл. предметов («Облака»). Актеры выступали в масках и костюмах, причем размеры живота и зада утрировались спец. подушками; вплоть до 4 в. необходимым атрибутом комич. костюма был огромный кожаный фалл. К числу классиков древ. К. относятся Эвполид, Кратин и Аристофан. Полностью до нас дошло 11 К. Аристофана. Строение их, допускающее нек-рые вольности, таково: пролог, парод (вступит, партия хора), агон («состязание» действующих лиц), парабаса (выход хора), эписодии (актерские сценки фарсового хар-ра), эксод (уход хора). Ср. К., от к-рой сохран. лишь скудные фрагменты, отражает упадок демократии в Афинах: гл. место в ней занимают пародийно-миф. темы и сюжеты, связан, с жизнью гетер и параситов. Исчезла парабаса, служившая прежде средством политич. и соц. критики, вследствие чего хор утратил свое значение. Кроме того, исчезли и грубые комич. приемы (фалл и т.д.). Наиболее известные представители ср. К. — Антифан и Алексид. Новая К. (приблизит, с 320 до н.э.) черпала темы из повседнев. жизни города; кроме того, использовались и пародийно-миф. темы, затрагивались, по-видимому, и политич. вопросы. Возникает определ. круг мотивов (изнасилование, подкидывание ребенка) и типич. фигур (гетеры, параситы, рабы). Хор полностью утрачивает свое знач. Гл. представители новой К. — Менандр, Дифил, Филемон. За пределами Аттики К. писал сицилиец Эпихарм (нач. 5 в. до н.э.). Кроме того, существовали фольклорные комич. представл. в форме грубых фарсовых сценок, хар-рных для Мегар и Юж. Италии (флиаки). Рим. К. возникла в осн. из переработки рим. авторами новой и ср. аттич. К. Представл. давались во время многочисл. рим. праздников. Фольклорные шуточные представл. (ателла-на, фесценнины, мим), в к-рых были сильны мимич. и танцев, элементы, возникли в Италии еще в древ, времена и подготовили восприятие греч. К. Это произошло благодаря Ливию Андронику, впервые поставивш. в Риме (240 до н.э.) переработку греч. К. Комедия, действие к-рой происходило в Греции, именов. паллиатой (от назв. греч. плаща). Вместе с тем возникла К. тогата (от назв. рим. одежды тоги); место ее действия — италийская земля. Создателем этой К. был, очевидно, Невий, писавший не только паллиаты, но и драматич. произв., связанные с актуал. политич. проблемами. Наивысш. расцвета рим. К. достигла в творчестве Плавта и Теренция. Оба были авторами паллиат, но если Плавт весьма свободно обращался с греч. оригиналом и стремился к созданию пьес, отвечающих вкусам рим. публики, то Теренций был ближе к оригиналу. Впослед. паллиата и тогата утратили свое знач. Их место заняла сначала лит. ателлана, затем мим и пантомима. В эпоху Августа и в период Империи предпри-ним. попытки возродить К. (Мелисс, Помпоний Бассул), но безуспешно.
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998.